Севастопольская бухта

севастопольская-бухта-1

Фотографии Севастопольской бухты (южная и северная сторона)

Севастопольская бухта
 

Внутренние бухты (Южная сторона )

Мартынова бухта
Бухта получила своё название по породе чаек мартынов. Когда построили южный мол, получилось, что эта бухта стала как бы внешней. Но если посмотреть с географической точки зрения, какая же она внешняя? Сейчас на берегах бухты находиться дикий каменистый пляж.

admin-ajax1

 
Александровская бухта
На её берегах были построены сначала земляная, а позже каменная батарея и названы по имени внука Екатерины Великой. Александровская батарея не сохранилась до наших дней. Располагалась напротив Канстантиновской батареи у входа в Севастопольскую бухту.

aleksandrovskaya-buhta-v-sevastopole-1

 

Хрустальная бухта
Мыс Хрустальный образовывал её восточный берег. В акватории бухты была организована купальня "Хрустальные воды". Этой бухты уже не существует, осталось только красивое название. Мыс срезан, а берега забетонированы — это городской пляж «Мыс Хрустальный».

хрустальная-бухта-севастополь

 
Артиллерийская бухта
Получила своё название от расположенных на её берегах артиллерийских складов, позже здесь находились артиллерийские мастерские. На берегу бухты расположено здания Института биологии южных морей и Аквариум. В 1820 г. в бухте был открыт торговый порт. Стала интенсивно застраиваться домами восточная сторона бухты. Прогуливаясь по Приморскому бульвару, Вы проходите вдоль восточного берега бухты. От Артиллерийской бухты на Северную сторону отходит грузопассажирский паром, и рейсовые пассажирские катера на Радиогорку (район Северной стороны, музей «Михайловская батарея»).

севастополь артиллерийская бухта (4)

 
Южная бухта
Вторая по величине бухта Севастополя (2,4 км). Названа так по ориентации строго на юг. Глубоко врезаясь в сушу, делит южную часть города на Центральную и Корабельную. В бухте на якорях стояли плавучие тюрьмы, в которых содержались арестанты, присланные для строительства города. На берегах были построены казармы для конвойных, рядом же селились матросы и солдаты, строилось жильё для их семей. Так возникла Каторжная слободка. В бухте был построен даже устричный заводик. Но это всё в прошлом. Сейчас в бухте расположен грузопассажирский причал Севастопольского торгового порта и Морской вокзал. Сюда прибывают круизные суда и отсюда начинаются многие экскурсионные водные маршруты по Крыму. В устье бухты находиться железнодорожный вокзал.
yuzhnaya-buhta-sevastopol
 
 
Корабельная бухта
 В 1783 г на берегах бухты началось строительство Севастопольского (Лазаревского) Адмиралтейства. Были построены кузница и площадка для килевания судов, причалы и швартовые стенки, казармы и портовые учреждения, сухие доки. Здесь в 1820 г. со стапелей был спущен на воду знаменитый бриг «Меркурий», в 1884 г. –  заложены броненосцы «Чесма» и «Синоп», в 1901 – началась постройка крейсера «Очаков». Много славных страниц в истории завода. Знаменитый на весь Советский Союз Севастопольский Морской завод (Севморзавод или СМЗ)  – ровесник города. С 90-х годов прошлого века севастопольцы с болью в сердце наблюдают, как чахнет завод, и ржавеют его стапеля.
karabelnaya-buhta-4
 
 
Аполлонова бухта
Бухту, как и балку, назвали в честь полковника Аполлона Гельберга – командовавшего продовольственными складами и караульной ротой. Район был продолжением Корабельной стороны, здесь селились отставные матросы и бедный люд. Сейчас в бухте находиться причал, где швартуют свои ялики местные рыбаки. Достопримечательность Аполлоновой балки — сохранившийся акведук. Аполлоновка, так ласково называют свой посёлок местные жители, очень зелёный и живописный район – любимое место севастопольских художников.

АПОЛЛОНОВКА5

 
Килен-бухта
Врезаясь в сушу практически подходит к одному из железнодорожных туннелей. Бухта глубокая и прекрасно подходит для ремонта кораблей. Название получила от слова «килевать» — очищать днище корабля от ракушек и водорослей. Сначала в бухте была построена пристань, позже судоремонтный завод ЧФ. Можно встретить и другое название бухты – Авлита (Тростниковая – в переводе с греческого), по названию поселения XV в., разрушенного турками в 1475 г. 


kilen-buhta-1

 

Внутренние бухты (Северная сторона)

Константиновская бухта

Эта бухта находиться к востоку от северного входного мола Севастопольской бухты. Форт назван в честь внука Екатерины Великой В XVIII – XIX вв. Мыс и бухта имеют одноименные названия. История Константиновской батареи началась в 1786 году.  На северном побережье бухты находилось солёное озеро, которое засыпали и оборудовали причалы, существующие и поныне.  Первое укрепление Константиновской батареи было земляным, с деревянными редутами.  К 1830 году земляное укрепление морально устарело. В 1834 году полковник Бюрно разработал новый инженерный проект по укреплению оборонительного сооружения №1. Проект был выполнен в два этажа, в виде правильной подковы. Высота стен составила 12 метров,толщина- до 25 метров. Общая длина- 235 метров. В подвалах батареи находились пороховые склады, запасы продовольствия и воды. Батарея перекрывала вход вражеским кораблям еще на подступах на рейд. В случае атаки, Константиновская батарея могла автономно обороняться в течении 1-го года. Участуя в двух оборонах города, в послевоенные годы форт практически не восстанавался. В Константиновской батарее до 2015 г. была расположена действующая воинская часть РФ. В 2015 году Константиновскую батарею передали в Российское географическое общество. В середине 2015 года в крепости начался ремонт и создание первых выставочных залов. На сегодняшний день, в крепости реконструировали несколько помещений. Когда закончатся реставрационные работы батарею обещают открыть для посещения туристов.

константиновская-бухта-1

 

Бухта Матюшенко
Названа в честь Афанасия Николаевича Матюшенко – русского революционера, одного из руководителей восстания на броненосце «Князь Потёмкин – Таврический» в 1905 г. В эту бухту причаливают пассажирские катера (Артиллерийская бухта — Радиогорка).
 
buhta-matyushenko
 
 
Михайловская бухта
На её западном мысу в 1852 г. была построена Михайловская батарея, которая и дала название бухте. В 2010 г. в стенах батареи открыли военно-исторический музей. Маршрутный катер, идущий на Радиогорку доставит Вас практически к самой батареи.  

михайловская бухта 1

 
Старо-северная бухта
Эта бухта раньше называлась просто Северная и являлась главной транспортной пристанью Северной стороны города. К деревянным причалам пристани причаливали пассажирские ялики, рыбацкие шаланды и  баркасы. Во время первой обороны Севастополя в 1855 г. к пристани был проложен плавучий мост. По нему защитники города за одну ночь переправились с южной на северную сторону города. После прекращения военных действий к пристани в бухте продолжали швартоваться небольшие судёнышки вплоть до 1900 г., когда было принято решение отремонтировать причалы и заменить повреждённые водой деревянные сваи. В 1910 г. причал закрыли и больше уже не использовали для грузо-пассажирских перевозок. Маломерные суда стали швартоваться в соседней бухте. Севастопольцы это место до сих пор называют "Коррозийка".
севастополь бухта старосеверная
 
 
Северная бухта (Перевозная)
С начала XX века – это пассажирская пристань северного берега Севастопольской бухты. В 1910 г. на её берегах возвели каменный причал для швартовки паровых катеров, а в 1958 г. – для паромов. Сейчас к причалам швартуются маршрутные пассажирские катера, отходящие от причалов с левой стороны Графской пристани и паромы ( Артиллерийская бухта — Северная). 
 
severnaya-buhta
 
 
Куриная бухта (Инженерная)
Такое незвучное название бухта получила из-за большого скопления кур, разгуливающих по её берегам. Со времён основания города и до начала Крымской войны на берегах этой бухты располагались зерновые склады и куры поставили себя на довольствие, прекрасно питаясь и размножаясь около складов. Строительство пристани Инженерного ведомства позволило бухте сменить своё название на более благозвучное.
Инженерная-бухта-в-Севастополе
 
Панаиотовая бухта (Доковая)
На берегу северной стороны Севастополя в балке рядом с бухтой находилась дача (хутор), который принадлежал греческой семье по фамилии Панаиоти (Патаниоти) — будущей военно-морской династии. Первым представителем династии был Алексиано Потаниоти (1740 – 1788), один из первых строителей Севастополя и очень почитаемый человек среди греков проживающих в Крыму. Современные историки связывают с названием бухты имя другого представителя этой семьи — Константина Юрьевича Потаниоти (1761-1840 гг.). Начал он службу на Черноморском флоте с 1786 г., вице-адмирал (с 1829 г.), командир Севастопольского порта, командующий Черноморским флотом и военный губернатор Севастополя.
В начале XIX века в акватории бухты построили сухой док Севастопольского морского завода. Размеры дока позволяли разместить в нём на ремонт даже авианесущий крейсер. Бухта получила своё второе название – Доковая.

dok-smz-severnaya-storona-sevastopol

 

Бухта Голландия

На берегах бухты при основании города  были построены склады для хранения лесоматериалов, похожие на петербургские. В строительстве складов учувствовали матросы-кронштадцы, которые и принесли в Севастополь питерское название. Но есть ещё очень красивая версия — упоминание от 1851 г. о саде командира порта на берегах бухты. Сад получил своё название за  схожесть с голландскими пейзажами. А по названию  сада была названа и бухта. В любом случае – необычное название для Севастополя. Одноимённое название получил и близлежащий  посёлок. 

gollandiya-buhta

В 1915 г. на берегах бухты было заложено здание, которое до сих пор поражает своими размерами и величием: протяжённость главного корпуса составляет  396 м с севера на юг (на 14 м уступает длине Адмиралтейства в Санкт-Петербурге). Это самое протяжённое здание в Крыму.О том, что находилось в этом здании немного подробнее.

голландия-вид-сверхуВ начале XIX века в нём сначала размещался 2-й Морской кадетский корпус для подготовки офицеров военно-морского флота России, позже училище военных лётчиков (1924 — 1931 гг.). В 1951 г на базе недостроенного здания решением советского правительства и командования ВМФ СССР было создано 3-е высшее военно-морское инженерное училище (ВВМИУ), подготавливающее инженеров – механиков для подводного флота СССР. С 1964 г училище было переименовано в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (СВВМИУ), выпускавшее специалистов для советского атомного подводного флота вплоть до 1994 г.В 1996 года на базе бывшего военно-морского инженерного училища создан Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности, который в 2002 г. – назвали Национальным, а в 2005 г. —  переименовали в университет (СНУЯЭиП). Очень хочется верить, что на базе университета возродится военно-морское училище, и в его стенах опять будут готовить кадры для обслуживания реакторов стратегических субмарин.

Сухарная бухта
Эта бухта знаменита тем, что именно на её берегах и располагалась деревушка Ак-Яр (Ахти’яр), на месте которой был заложен город Севастополь. А бухта получила своё название уже в 20-е годы XIX века. Рядом с бухтой был расположен завод Морского ведомства, производивший сухари для всего Черноморского флота. Во Вторую оборону Севастополя там находились арсеналы, их защищали воины под командованием Николая Федосеева. В последние дни обороны немцы штурмом захватили арсенал. Последний из защитников — матрос Александр Чикаренко, отошёл вглубь арсенала и взорвал себя и до двух сотен врагов. В 1966 г. под обрывом был установлен памятник героям — арсенальцам.

suharnaya-buhta-sevastopol-1

 

Маячная бухта

Название говорит само за себя. На скалистом берегу бухты в 1821 г. были построены два маяка, которые вместе с Херсонесским маяком образовывали систему навигационных ориентиров, обеспечивающих безопасность прибрежного плавания судов и кораблей
Маяки Инкерманского створа используются для навигации в Севастопольской бухте. «Идти по Инкерманскому створу» означает, что при заходе в Севастопольскую бухту надо держать руль (или штурвал) так, чтобы белый огонь был точно над красным. 
 
inkermanskij_mayak_perednij11
 
Передний  (Западный) маяк находится на Маячной горе – красный постоянный огонь.

inkermanskij_mayak_zadnij-2

 

 

 

Задний (Восточный) — на возвышенности в конце бухты – белый постоянный огонь. Восточный створный маяк в Инкермане — самый высокий маяк на территории СНГ.

На восточном берегу Маячной бухты находиться Нефтегавань, ограждённая невысоким длинным молом, на котором очень любят сидеть бакланы. Красивое зрелище.

mayachnaya-buhta-sevastopol

Но основное назначение насыпного мола – минимизировать загрязнение акватории Севастопольской бухты при разливе топлива в Нефтегавани. Во время Великой Отечественной войны причал Главной Черноморской базы военно-морского флота СССР в г. Севастополе полностью разрушен и восстановлен в 1944 г. 

 
Графская бухта
Самая восточная из бухт на Северной стороне. Находится в устье (вершине) Севастопольской бухты и огорожена молом. В конце XVIII века здесь был хутор командующего Севастопольской эскадрой Черноморского флота капитан 1 – го ранга М.И.Войновича. Граф слыл ценителем природных красот и на обширном земельном участке высадили фруктовой сад и тополиные аллеи. Его титулу и обязана названием бухта и Графская пристань, которая находиться в начале Южной бухты. 
ГРАФСКАЯ-БУХТА-В-СЕВАСТОПОЛЕ
 

Лиман в устье реки Чёрная

Небольшой мелководный лиман, ничем не примечателен. Панорама особо не радует глаз. Рядом находится "кладбище" списанных в утиль кораблей. Инкерманского судоразделочного завода "Чермет." Такова проза жизни.

устье севастопольской бухты лиман

ИНКЕРМАН ВИД устье

Официальный сайт Севастопольского морского порта http://www.sevmp.ru/ 
Информацию о движении катеров и паромов можно получить у диспетчера портового флота по тел.: 54-24-65

 

ЧАСТНОЕ ТАКСИ В СЕВАСТОПОЛЕ 1